18.9° 37% 751мм

Министр промполитики Д. Колесников: «Необходимо восстановить связь между государством и бизнесом»

14:45, 15 мар 2010 , ИА "Кривбасс On-Line" г.Кривой Рог

Министр промполитики Д. Колесников: «Необходимо восстановить связь между государством и бизнесом»Очень важен системный подход и четкое стратегическое видение развития каждой отрасли промышленности, а также взаимосвязей в развитии смежных отраслей, поскольку сумбурные точечные инициативы, которые практиковались ранее, не приводят к долгосрочному позитивному эффекту. Такое мнение в эксклюзивном интервью МинПрому высказал новый Министр промышленной политики Украины, криворожанин Дмитрий Колесников.

- Дмитрий Валерьевич, как известно, в 2006-2008 гг. Вы уже работали на должности первого заместителя Министра промполитики. Но за последние два года много чего изменилось. Как быстро Вы сможете войти в курс дел?

- В указанный период я работал народным депутатом Верховной Рады. Был заместителем председателя Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации, председателем подкомитета по вопросам доходов государственного бюджета. Кроме того, мною и моими коллегами по фракции был инициирован ряд законодательных актов, направленных на поддержку отечественных промышленных производителей. Я участвовал в разработке нормативных актов о стимулировании производства и потребления металлопродукции в Украине, восстановлении почетного звания "Заслуженный горняк Украины", о повышении престижности шахтерского труда, перераспределении экологического сбора в пользу местных бюджетов. Были также инициативы по поддержке отраслевого образования и науки. Первоначальная редакция Меморандума взаимопонимания между правительством и ГМК, а также все постановления Кабмина, продлевающие его действие, также не остались без моего участия. Так что можно говорить о том, что последние два года я держал руку на пульсе.

- Какие отрасли промышленности, на Ваш взгляд, сегодня наиболее нуждаются в государственной поддержке?

- В данном контексте более уместно говорить не о господдержке в понимании предоставления каких-либо преференций, а о создании четких, прозрачных и прогнозируемых правил игры во взаимодействии государства и промышленных предприятий всех отраслей и всех форм собственности. На постоянных государственных дотациях и перекрестном субсидировании одних отраслей за счет других невозможно решить системные проблемы развития. В качестве яркого подтверждения моих слов можно привести крайне сложную ситуацию в угольной отрасли, госпредприятия которой пользуются беспрецедентной поддержкой государства, но так и не смогли существенно повысить эффективность своей работы.

Не думаю, что открою тайну, если скажу, что для экономики Украины наиболее значимыми являются такие базовые отрасли промышленности как горно-металлургический комплекс, химия и нефтехимия, целая группа подотраслей машиностроения. Именно они являются ключевыми донорами бюджетов всех уровней, и именно по ним наиболее ощутимо ударил кризис. Поэтому одной из своих основных задач на посту министра считаю содействие скорейшей стабилизации работы этих отраслей.

- Но ведь наиболее привлекательные предприятия указанных отраслей, за исключением не подлежащих приватизации, уже достаточно давно находятся в частной собственности. Остались ли у Министерства рычаги влияния на них?

- Одной из главных стратегических ошибок в работе Минпромполитики последних лет я считаю разрыв тесных взаимоотношений с промышленными предприятиями всех форм собственности, а не только государственной. Понятно, что с госпредприятиями, входящими в сферу управления Министерства, работать значительно проще, так как контракты с их руководителями подписываются у нас. Но нельзя терять связь и с частными предприятиями. Ведь как получается сейчас? Если все хорошо, рынки промышленной продукции растут, цены высокие, предприятия имеют достаточно оборотных и инвестиционных средств, то Министерство им как бы и ни к чему. Случается, что и стандартного статистического отчета для анализа не допросишься. Но стоит возникнуть хоть малейшему "пожару", я уже не говорю о таком разрушительном экономическом явлении как последний кризис, и менеджмент крупнейших предприятий обращается за поддержкой к нам.

Поэтому крайне важно восстановить в сфере компетенции Министерства неразрывную связь между государством и частным бизнесом. Как говорится, "и в горе, и в радости".

И для этого у государства имеется достаточно потенциально эффективных инструментов, в том числе фискальная, торговая, антимонопольная, валютно-денежная и, конечно же, промышленная политика. Компетенция Минпромполитики не позволяет в одиночку работать по всем перечисленным направлениям, но мы можем выступать в качестве субъекта различных государственных инициатив, направленных на стимулирование роста промышленного производства, и в дальнейшем активно участвовать в их реализации совместно с другими центральными органами исполнительной власти.

Здесь очень важен системный подход и четкое стратегическое видение развития каждой отрасли промышленности, а также взаимосвязей в развитии смежных отраслей. Поскольку сумбурные точечные инициативы, которые практиковались ранее, как показывает опыт, не приводят к долгосрочному позитивному эффекту. И для этих целей мы будем разрабатывать отраслевые стратегии развития.

- И все-таки, как конкретно государство может сегодня реализовывать промышленную политику по отношению к частному бизнесу?

- Прежде всего, государственная промышленная политика должна основываться на рыночных принципах и формировать равные правила игры для всех участников. При этом целесообразно воздержаться от прямого вмешательства в работу отраслей и отдельных предприятий. Это предусматривает также и отказ от прямого регулирования цен.

Основные задачи, стоящие перед государством: содействие в проведении комплексной модернизации производства; стимулирование экспорта; защита украинских производителей на внешних и внутреннем рынках; стимулирование роста внутреннего рынка, в первую очередь, продукции с высокой добавленной стоимостью; обеспечение развития поддерживающей инфраструктуры, в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства.

Что государство рассчитывает получить от частного бизнеса взамен? Думаю, что будет достаточно прозрачной работы, технологической модернизации, снижения вредного воздействия на окружающую среду, выпуска конкурентоспособной продукции, честной уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней, создания новых рабочих мест и повышения социальных стандартов для работников этих предприятий.

- Ваша карьера начиналась в таком промышленном центре Украины как Кривой Рог, где Вы работали на предприятиях горно-металлургического комплекса. В связи с этим некоторые эксперты называют Вас лоббистом интересов ГМК. Как Вы это прокомментируете?

- (Смеется). В странах с развитой демократией под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом госчиновников. При этом подразумевается не защита интересов какой-то конкретной компании, а целых отраслей. Если речь идет о такой трактовке данного термина, то тогда я действительно лоббист. Но я лоббист не только ГМК, а и всех прочих отраслей отечественной промышленности, способных сохранять конкурентоспособность на мировом рынке. Кроме того, я лоббист развития отраслевого образования и науки.

Но вернемся к ГМК, раз уж мы затронули эту тему. О ней я могу говорить достаточно долго, так как знаю ее, что называется, и снаружи, и изнутри. На мой взгляд, в среднесрочной перспективе ГМК Украины – единственная конкурентоспособная на мировом рынке крупная группа отраслей украинской экономики. Этому способствует ряд ключевых факторных условий: значительные запасы сырья; развитая, хотя и устаревшая производственная и транспортная инфраструктура; относительно дешевая, но квалифицированная рабочая сила; выгодное географическое положение. Развитие ГМК способно обеспечить рост всей экономики Украины в ближайшее время.

А рост экономики, в свою очередь, может служить ресурсом для структурных изменений: повышения конкурентоспособности украинских отраслей с высокой добавленной стоимостью, таких как аэрокосмическая отрасль, судостроение, энергетическое и прочее машиностроение, энергетика, оборонно-промышленный комплекс и др. Также, исходя из опыта развития российских базовых отраслей, можно ожидать, что собственники отечественных ФПГ в ГМК станут крупнейшими инвесторами в высокотехнологичные отрасли. На этом же этапе будет увеличиваться доля сектора услуг в экономике. И уже на следующем этапе последует постепенное изменение структуры экономики, уменьшение роли ГМК и всего промышленного производства, как это произошло в наиболее развитых странах современного мира.

Беседовал Василий Январев

МинПром  

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых