--.-° --% 0мм

Сергей Мазур: «К сожалению, нет постоянного состава, а значит – и стабильности»

09:33, 21 май 2011 , ІА "Кривбас Он-лайн", новини Кривий Ріг

Сергей Мазур: «К сожалению, нет постоянного состава, а значит – и стабильности»Воспитанник донецкого футбола, Сергей Мазур начал свои выступления за «Кривбасс» в последнем союзном чемпионате (1991 год, 43 матча, 3 гола). Он был одним из тех, кто впервые вывел криворожский клуб в высшую лигу Украины!

Всего в составе «Кривбасса» отыграл 5 сезонов, в его активе - 85 матчей, 6 голов.  Также выступал за «Шахтер», «Зарю», «Закарпатье», «Спартак» (Рязань, Россия), «Аксесс-Есиль» и «Иртыш» (оба клуба - Казахстан).
 
- Родился я в городе Горняк, Донецкая область. Первые шаги в футболе делал под руководством отца, который возглавлял местную футбольную команду. Он нас с братом Васей в трехлетнем возрасте начал водить на тренировки.

В городке, где мы жили, кроме футбола заниматься было нечем.
 
- Как Вы попали в донецкий «Шахтер»?

- После окончания школы мы выбрали свою жизненную дорогу – ушли в луганский спортивный интернат, где проучились два года. А после его окончания брата оставляли в местной «Заре», а я должен был играть в Новороссийске. Но тут вмешалась мама и сказала, что мы должны быть вместе, а по отдельности никуда не поедем, Боже упаси! И тогда тренер отвез нас на просмотр в «Шахтер».
 
Тогда основу тренировал Анатолий Коньков, а дублеров – Евгений Король.
 
Мы провели несколько тренировок, после чего нас заявили за донецкий клуб. Помню, первый наш выезд был к «Динамо» в Киев. На дворе стоял 1988 год.

- Чем запомнился Анатолий Коньков?

- Он очень хороший человек! Запомнился мне в первую очередь сумасшедшей дисциплиной, а также профессиональным отношением к своему делу. Гонял нас очень серьезно.

- В сезоне 1989 на место Конькова пришел Валерий Яремченко. Он привнес в команду свои изменения?

- Яремченко –профессиональный тренер. В принципе, с его приходом ничего не изменилось. Честно говоря, в то время тренеры исповедовали примерно одинаковую философию, работая по системе Лобановского. Поэтому не было кардинальных изменений.

Тогда и отношение к футболу было другое – жесткая дисциплина, ответственность. Чемпионат СССР был не такой вальяжный, как сейчас – наш.
 
- А за основу довелось поиграть?

- За время пребывания в «Шахтере» я сыграл за основу три или четыре матча, в основном выходя в играх на Кубок СССР.
 
- С кем из известных футболистов Вы играли?

- Когда я пришел в команду, там выступали такие игроки, как Виктор Грачев, Михаил Соколовский, Валерий Гошкодеря, Игорь Петров. Вместе со мной играл Сергей Щербаков, которых считался одним из самых одаренных футболистов СССР начала 90-х. К сожалению, злополучная автомобильная авария, которая произошла в Португалии, поставила крест на его карьере.

Появлялись в команде и новые личности: с киевского «Динамо» перешли Андрей Канчельскис, Виктор Онопко и вратарь Андрей Ковтун. Играл за нас и Сергей Ребров, а также криворожанин Андрей Купцов.
 
- Как состоялся переход в «Кривбасс»?

- В 1991 году я переехал в Кривой Рог. «Кривбасс» играл тогда во второй советской лиге.

Пригласил меня начальник команды Сергей Алексеевич Купцов.

- Не рассматривали переезд в Кривой Рог как понижение?
 
- Поначалу меня тянуло назад в Донецк, хотелось вернуться домой. Ведь высшая союзная и вторая лиги – разные вещи! Но я ничуть не жалею, что перешел в «Кривбасс». Здесь у меня появился игровой опыт.
 
Кстати, криворожан тренировал тогда Геннадий Лисенчук, который сейчас работает тренером по мини-футболу и иногда инспектирует футбольные матчи.
 
Недавно мы играли в Мариуполе, и случайно с ним встретились. С трудом узнав друг друга, были очень рады, ведь мы не виделись 15 лет!

- Вместе с Вами в «Кривбасс» пришел перспективный нападающий Геннадий Попович. Несколько слов о нем.
 
- Гена тогда приехал из дубля «Днепра». Он поначалу не попадал в состав. Но поработав вместе с нами, уже через месяц-два во весь голос заявил о себе хорошей игрой.

Гена - компанейский, хороший, веселый человек. У нас с ним была разница в три года.
 
- На какой позиции Вы выступали?

- Я играл как последнего защитника, так и левого хавбека.
 
- С кем из футболистов конкурировали за место в составе «Кривбасса»?

- Вы знаете, конкуренции не было.
 
- В 1991 году «Кривбасс» играл с херсонским «Кристаллом»(1:6), и молодой игрок команды-соперника Юрий Максимов забил нам четыре мяча. Помните тот матч?
 
- Да, было дело. Максимов хорошую игру тогда провел. Он выделялся, довольно неплохо играл головой. 
  
- Случайно, не вы его «крыли» на поле?

- Нет, не я. Хотя, может в некоторых эпизодах я и отвечал за Юрия Максимова. Сейчас тяжело вспомнить.
 
- Чем запомнился последний союзный чемпионат?

- Честно говоря, абсолютно ничем!

- В 1992 году «Кривбасс» стал чемпионом первой лиги. Перед началом сезона ставилась задача повыситься в классе?

- Нет, вначале у нас как таковой конкретной задачи не было. Почему? У нас тогда появилось много молодых исполнителей, и главным было – создать хорошую, боеспособную  команду.

В межсезонье я был два месяца на сборах с днепропетровским «Днепром». Но потом позвонил Владимир Сергеевич Стрижевский и я вернулся в «Кривбасс».

В команду влились молодые игроки, средний возраст которых был 20-22 года: уже упомянутый Гена Попович, вратарь Валерий Воробьев, Геннадий Козарь, Сергей Соловьев. Потом подтянули в состав Геннадия Мороза, которому было 17 лет.
 
После удачного старта нам говорили, что нужно попасть в десятку. А когда «Кривбасс» стал прибавлять с каждой игрой, то задачи уже ставились посерьезнее.
 
После первого кругасезона-92 мы делили первое место с «Металлургом» (Никополь). Руководство клуба увидело, что у команды очень большой потенциал. И тогда уже мы стали бороться за выход в высшую лигу Украины. Кстати, в случае повышения в классе игрокам обещали дать по машине, если не ошибаюсь, «Мерседес». По тем временам это было очень круто!
 
К сожалению, мы так ничего и не получили.

Хороший коллектив у нас был! Денис Филимонов, Леша Куриленко, Вова Гринь… Когда мы уже вышли в высшую лигу, то «Кривбасс» был одной из самых молодых команд в чемпионате.

- Был ли лидер в том молодом коллективе?

- Как такового лидера не было. У нас была одна дружная команда. Не могу никого выделить.

- А кто любил шутки травить?

- Самым веселым у нас был Вадик Шульга! Он еще стихи рассказывал, песни пел (улыбается).
 
- Как восприняли итоговое 8-е место в сезоне 1992/93?

- Это был первый полноценный чемпионат Независимой Украины.  У нас было задание на сезон – сыграть достойно. И занятая в итоге позиция – нормальный, положительный результат для «Кривбасса», который только вошел в когорту сильнейших клубов нашей страны.

- Тогда «Кривбасс» дал бой киевскому «Динамо»: победа дома 1:0 и ничья 1:1 на выезде!

- Да! Но я в тех матчах я уже не принимал участие. У меня не сложились отношения с президентом клуба Виктором Константиновичем Фоминым. У нас было разное виденье футбола. Со многим я не соглашался, поэтому ушел из команды.
 
Всего я уходил из «Кривбасса» несколько раз, по одной и той же причине. В следующем сезоне я вернулся, сыграл один матч, но потом вновь возникли трения с президентом.

Поиграв год в Луганске, вернулся в Кривой Рог, а затем перешел в ужгородское «Закарпатье». А после Ужгорода я уехал в Россию, в рязанский «Спартак».  
 
- Как на горизонте возник вариант со «Спартаком»?

- Туда меня позвал друг, Игорь Столовицкий, вместе с которым мы играли в донецком «Шахтере». Я согласился поиграть во второй российской лиге. Приехал на просмотр, и вскоре со мной подписали контракт.
 
- Вместе с Вами играл будущий «кривбассовец» Олег Симаков...

- А еще Слава Майоров! Олег был одним из близких моих друзей. Когда я уже вернулся в Кривой Рог и узнал, что Симаков играет здесь, то был очень удивлен, что он приехал с России именно сюда, в «Кривбасс»! Симаков хорошо себя зарекомендовал как в «Кривбассе», так и в «Спартаке». Он всегда был на хорошем счету у тренеров.
 
Поиграв в Рязани, я уехал в Казахстан.

- Кто был инициатором Вашего перехода?

- Я как раз сидел без работы, а тут позвонил Стрижевский и предложил попробовать свои силы в Петропавловске. Я сначала подумал, что это Петропавловск-Камчатский, а с белыми медведями играть в футбол не очень хотелось. Но когда приехал на место, увидел, что там довольно неплохой уровень футбола и приемлемые условия. Играл я в команде «Аксесс-Есиль» (этот клуб, основанный в 1968 году, дважды становился серебряным призёром (1999, 2000 гг.), и бронзовым призёром (2001 г.) чемпионата Казахстана. Сейчас он играет в первой лиге. В 2009 году переименован в «Кызылжар». – Р.К.) Первая часть названия – американская фирма «Аксесс», которая была главным спонсором. Играя в Петропавловске, я стал Лучшим защитником Казахстана.

Через полтора года Стрижевского убрали из команды. Пришел новый тренер, который не любил иностранцев. Мне пришлось перейти в другой клуб.
 
Я продолжил свои выступления в команде «Иртыш» (город Павлодар, Казахстан). Мы играли в Азиатском Кубке чемпионов, где дошли до полуфинала и стали четвертой командой Азии. По престижности этот турнир ни в чем не уступает европейской Лиге чемпионов!

В «Иртыше» я получил Мастера спорта международного класса. Всего в Казахстане я пробыл три года.  

- Как состоялось Ваше знакомство с легендой бразильского футбола Дунгой?

- Когда я играл в «Иртыше», у нас в составе было два бразильца. И вот, в полуфинале Азиатского Кубка чемпионов нашим соперником стал «Сувон Блувингз» (Южная Корея). Тренером-консультантом этой команды был Дунга. За день до матча мы вышли на тренировку, занимаемся, а мимо нас проходят соперники. Я и говорю: «Смотрите, Дунга». А Мендес, один из наших бразильцев, говорит: «Это товарищ Дунга!». «Ну так скажи товарищу Дунге, - отвечаю, - что я хочу с ним сфотографироваться». Стали вместе, сделали фото. А у меня в этот день как раз был день рождения. Вечером Мендес принес мне статуэтку, которую передал Дунга, со словами: «Ему нечего тебе подарить, поэтому прими этот сувенир». Было приятно.

- Уровень футбола в Казахстане был выше украинского или нет?

- Нет, он был слабее. Но со временем в Казахстан стали приглашать много хороших футболистов, что позитивно сказалось на местном чемпионате. А условия по сравнению с Кривым Рогом были лучше. Все блага, которые я не получил в «Кривбассе», получил там.

- А культура боления чем-то отличалась?

- Скажу, что болельщики что здесь, что там были очень хорошие и доброжелательные. Никакого давления на себе не ощущал. Казахи организовано болели за любимую команду, очень любили футбол. Помню, играли матч последнего тура в Петропавловске. На улице - температура минус 29 градусов, но на стадионе, не взирая на холод, собралось около 10 тысяч болельщиков. Это меня очень удивило! У нас бы вряд ли кто пришел в такую погоду…
 
- Почему Вы так рано ушли из большого футбола?

- Закончив выступления на Азиатских играх, мы приехали в Астану на финал Кубка Казахстана, и на 12-й минуте матча я порвал ахиллово сухожилие. Несколько месяцев восстанавливался. По приезду домой попытался заново выйти на свой прежний уровень, но повторно порвал «ахилл». Врачи сказали, что пора заканчивать.

- Как произошло возвращение в «Кривбасс»?

- После травмы я определенный промежуток времени находился без работы, пока мне не предложили стать администратором команды кадетов «Кривбасса». Затем я занял аналогичную должность в криворожском дубле.
 
В один прекрасный момент Александр Владимирович Затулко предложил мне стать тренером. Честно говоря, долго сомневался, но в ходе личной беседы с генеральным директором клуба пришли к знаменателю, что нужно попробовать! Я возглавил молодежный состав «Кривбасса».

- Где Вы проходили лицензирование?

- В Киеве. У меня лицензия категории «А». Вместе со мной в группе обучались Сергей Дирявка, Александр Зотов, Дмитрий Шутков, Роман Пец и еще много ребят.
 
- Еще будучи игроком, задумывались о карьере тренера?

- В то время считал это маловероятным.

- С какими трудностями приходится сталкиваться на посту тренера криворожского дубля?

- В работе с самими ребятами трудностей нет никаких. К сожалению, у нас бывают проблемы с финансированием. Сложно обстоят дела и с инфраструктурой. Сейчас, например, у нас нет тренировочных полей. Слишком многого у нас нет…
 
- Это влияет на результат?

- Очень сильно влияет!
 
- Сколько криворожан сейчас в команде?

- Восемь человек. Мало, но у нас же по сути неоткуда брать хороших футболистов. Приходится приглашать людей со стороны.
 
- Многих болельщиков «Кривбасса» не радует ситуация, что в клубе практически не играют местные воспитанники.

- Как я уже отметил, с этим у нас сложная ситуация. Мало игроков приходят из детской школы, многих забирают в другие команды еще до выпуска. Если болельщики увидят хороших игроков на матчах наших кадетов или на первенстве Кривого Рога – с удовольствием можем это обсудить. 
 
- Почему там мало зрителей приходят на матчи молодежных составов?

- Не знаю... Может, причина кроется в том, что дублеры выступают неважно, или же стадион расположен в неудобном районе. К сожалению, некоторые болельщики криворожского клуба не знают даже, где находится стадион «Строитель», на котором мы играем.
 
Да и афиш, информирующих о матчах «молодежки», нет вообще.
 
- В чем причина небольшого спада по сравнению с прошлым сезоном?

- Некоторые игроки посчитали, что они чего-то уже достигли в футболе. Сбавили к себе требования. Еще у нас ушло несколько футболистов: Коваленко, Хомченовский, Штурко, Платонов, Рыльский. Всего расположение команды покинуло человек 7. А формировать новую команду не так-то просто.

К сожалению, нет постоянного состава, а значит – и стабильности. Сегодня играет один состав, завтра другой, а послезавтра – вообще третий… 

- Юрий Максимов просматривает дублеров?

- Он не только просматривает, но еще и берет наших игроков на тренировки. Не боится подпускать молодых игроков к основе. Например, тот же Ростислав Дякив уже сыграл три матча в основном составе «Кривбасса». Он дебютировал в матче с «Динамо», потом играл с «Шахтером», «Волынью» и «Ильичевцем».
 
Юрий Максимов доверяет молодежи, дает им шанс себя проявить. Все зависит от самих игроков.

- Где Вы видите себя в дальнейшем?

- Не знаю. Я еще об этом не думал. Пока что учусь здесь, в «Кривбассе». Нужно вначале добиться чего-то, а затем уже думать о будущем.

- Ну и напоследок – несколько футбольных баек от Сергея Мазура!

- Помню, поехал в Днепр подписывать контракт, а в результате женился! Мы возвращались домой, автобус был полупустой и решили взять пассажиров, чтоб ехать было веселей. Познакомился с девушкой, которая потом стала моей женой.
 
А вот еще одна история: я играл в Казахстане и долго не виделся с братом, который играл в России (кстати, родной брат Сергея, Василий Мазур, выступал за «Кривбасс» в 1993-95 гг. на позиции защитника. На его счету 88 матчей, мячей не забивал. – Р.К.).

Приехали мы с командой на Кипр. Сидим, играем в карты. Я вышел на секунду, нужно было по телефону поговорить. Прихожу – на моем месте сидит человек, все его называют «Мазик, Мазик», как и меня. Захожу, и не могу понять, что происходит. А потом смотрю – сидит мой брат (а мы с ним двойнята), а партнеры даже не подозревают, что он – это не я!
Брат как раз приехал с Нижнего Новгорода на Кипр и должен был найти расположение донецкого «Шахтера». Ему сказали, что «Шахтер» будет только через два дня, но сейчас  есть казахи. Он поинтересовался, есть ли у них в команде Сергей Мазур? Ему ответили, что да.
 
И вот, когда он зашел, ему ребята из моей компании говорят: «Мазик, ты где ходишь? Раздевайся, доигрывай партию, тебя же ждем!». Они в шоке были, когда потом в комнате еще и я появился!

Потом смеялись, когда выяснилось, что они нас перепутали.

Так получилось, что я Васю не видел два с половиной года. Тем приятнее была наша случайная встреча!

Роман Клименко, ffkr.org 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых