--.-° --% 0мм

Александр Приставка: «Складывается впечатление, что у нас перестали любить футбол»

13:02, 7 дек 2010 , ІА "Кривбас Он-лайн", новини Кривий Ріг

Александр Приставка: «Складывается впечатление, что у нас перестали любить футбол»Александр Иванович Приставка – игрок, «цементировавший» оборону криворожской команды мастеров во второй половине 70-х годов. Всего за «Кривбасс» (1976-79 гг.) он сыграл 134 матча, забил 2 мяча. Также выступал в полтавской «Ворскле» (1974-76 гг.), днепропетровском «Днепре» (1979 г.) и никопольском «Колосе» (1980-83 гг.).

Чемпион Украины 1976 года, бронзовый призер первой лиги СССР 1982 года. Судья национальной категории. Сейчас Александр Иванович занимает должности Заместителя председателя криворожской городской федерации футбола и Председателя судейского корпуса. Делегат ФФУ.

- Родился я в городе Кременчуг Полтавской области в 1953 году. Первые шаги в футболе, как и все дети, делал во дворе и в школьной команде. На соревнованиях «Кожаный мяч» наша команда, которая представляла Украину, заняла пятое место в Советском Союзе – достойный результат!

Затем меня пригласили в детскую спортивную школу «Кремень» (Кременчуг). Мы стали вторыми в первенстве Украине по ЦС «Авангард».

В 18 лет меня призвали в армию, где я играл на первенство области за «Динамо» (Миргород).

Сразу после службы меня пригласили в полтавскую «Ворсклу», которая играла во второй лиге. Тренировал нас Виктор Васильевич Носов. Два года я провел в составе полтавчан, после чего перешел в криворожский «Кривбасс».

- Как состоялся этот переход?

- Меня приглашал лично старший тренер Александр Петрович Гулевский. Еще когда мы в Полтаве играли с «Кривбассом», он меня присмотрел и после игры пригласил на собеседование, где предложил перейти в криворожскую команду. Опасений у меня не было, потому что я был молодой и амбициозный, верил в свои силы. Так я перешел в «Кривбасс», где с первой игры закрепился в основном составе.

- С кем приходилось конкурировать за место в основе?

- Так уж сложилась моя футбольная судьба, что где бы я ни играл – в Полтаве, в Кривом Роге – конкуренции особой не испытывал. Я вписывался в состав и занимал свое место. Меня брали в основном на проблемную позицию, которую я закрывал, поэтому мне доверяли и выпускали в каждом матче. Я мог сыграть как крайнего, так и центрального защитника.

- В защите Вы играли бок о бок с Николаем Ушаковым. Какими игровыми качествами он обладал?


- Николай Ушаков как футболист был очень надежный, цепкий. Выходишь с ним на поле и знаешь, что этот человек не подведет. Он был одним из лучших защитников украинского футбола тех времен. Николай играл левого «крайка», мы с Анатолием Быткиным составляли центральную связку защиты, а Толя Беда бегал справа.

- В 1976 году «Кривбасс» стал чемпионом Украины. В чем успех той команды?

- У нас был очень хороший подбор футболистов. Начиная с первых матчей мы захватили лидерство и больше его не отпускали. У нас был колоссальный настрой на победу и уверенность в своих силах. Мы могли обыграть каждого! Если судить по людям, то у нас была одна из лучших команд в Украине в то время.

- В переходных матчах с «Машуком» все уже шло как по накатанной?

- Конечно! Играя в Пятигорске, мы, правда, проиграли «Машуку» 0:1, но затем обыграли их дома. В третьей, решающей игре, которая состоялась в Симферополе, мы победили 3:0 и вышли в первую лигу СССР. За это достижение нам присвоили звания КМС.

- В 1977 году «Кривбасс» играл в первой лиге. Какие настроения были перед началом сезона? И в чем причина последующего вылета?

- К новому сезону мы готовились очень скрупулезно и старательно, руководство ставило задачу закрепить в середине. Мы планировали занять место с 10-го по 14-е. Учитывая высокий уровень советских чемпионатов, это была неплохая позиция как для дебютанта.

Сезон мы начали хорошо. Неплохо сражались с «Динамо»(Минск), обыграли ленинградское «Динамо», сыграли вничью с московским «Спартаком».

Мы ничем не уступали другим украинским командам первой лиги: ни симферопольской «Таврии», ни иванофранковскому «Спартаку», ни запорожскому «Металлургу».  

У нас была очень хорошая команда. По составу мы должны были быть в середине. На каждую домашнюю игру «Кривбасса» приходило по 20-25 тысяч болельщиков!

Но потом начались неудачи: обязаны были обыгрывать своих соперников, но в итоге растеряли много очков. Где-то не хватило фарта, что-то не получалось, что-то не сработало. Несколько факторов сошлись воедино и мы опустились в зону вылета, а затем и вовсе вылетели во вторую лигу.  

Спустя много лет я считаю, что мы недоработали тактически. Имел место просчет как тренеров, так и футболистов.

По уровню игры «Кривбасс» в первой лиге не уступал никому! Можно сказать, были крепким середнячком. Наша команда не заслуживала вылета.

- Интересно было играть с такими сильными соперниками, как московский «Спартак»?  

- Конечно! Было приятно играть с ними. Нас даже не нужно было настраивать на эти игры, потому что мы и так горели желанием победить. Причем играли не хуже соперников! Интересно было противостоять знаменитым игроками уровня Романцева и Шавло.

- Длительные переезды выматывали игроков?

- Может быть, сейчас и было б тяжело. Но не тогда! Мы ездили играть в Ашхабад, Грозный, где стояла сорокоградусная жара. Ну и что? Выходили на поле, играли наравне с местными командами и не уставали. Я вообще не помню усталости в молодости!

Мы были молоды, любили футбол. Сейчас только и слышно, что командам тяжело играть через два дня на третий, что якобы это изматывает футболистов… Я этого не признаю.

Мы могли сыграть весь матч, потом целую ночь пить водку, на следующее утро тренироваться в нормальном режиме, а через день снова играть календарные матчи и побеждать. Если ты любишь футбол – ты выйдешь на поле и сыграешь хорошо.

А сейчас футболисты ищут для себя отмазки: то устали, то поле не то, то мяч не так летит… Все пытаются найти внешнюю причину, чтобы снять с себя вину за поражение или плохую игру. Нужно же искать причину в себе.

- У «Кривбасса» в первой лиге за сезон сменилось три наставника. В чем причина такой тренерской чехарды?

- Тут причин несколько. Сначала старшим тренером команды был Александр Гулевский, который и вывел нас в первую лигу. С самого начала сезона у него что-то не срослось, был недобор очков, не было результата… В итоге он написал заявление об уходе.

После этого к нам пришел Ахмед Алескеров. Этот тренер был знаменит тем, что стал бронзовым призером чемпионата СССР 1974 года с одесским «Черноморцем».

Выходец с Кавказа, Ахмед Лятифович был экстравагантным, интеллигентным и прогрессивным человеком. Он внес много нового и интересного в тренировки. Хороший психолог был, настраивал нас только на победу.

Как позже выяснилось, Алескеров был дисквалифицирован федерацией футбола, и по сути работал у нас главным тренером нелегально.

Были игры, в которых он даже не мог зайти в раздевалку «Кривбасса», руководил командой с трибуны. Когда федерация узнала, что Алескеров работает у нас, его отстранили.

Сезон мы заканчивали уже под руководством Владислава Глухарева. Прекрасный человек и тренер, но у него был слабый характер. Он был слишком добрым. Такая вот история.

- Что изменилось с приходом Виталия Хмельницкого в 1978 году?

- Любая смена тренеров приносит в команду что-то новое. Виталий Григорьевич Хмельницкий был отличным футболистом, который прошел школу Виктора Александровича Маслова и играл в киевском «Динамо».

Виталий Хмельницкий – балагур и весельчак, с которым было интересно работать. Он часто вместе с нами на тренировках в футбол играл – молодой еще был и энергичный.

Он принес много пользы команде. При Хмельницком «Кривбасс» был лидером украинского футбола второй лиги.

- В1976 году в «Кривбассе» появился молодой футболист Виталий Дмитренко. Как состоялся его переход?

- Это по моему совету его пригласили, между прочим. «Кривбассу» тогда не хватало высокого нападающего а-ля Старухин. У нас были хорошие «крайки» Захаров, Чумак - люди, которые могли прорваться по флангу, прострелить в штрафную, а завершать атаку должен такой футболист, как Виталик –рослый и прыгучий.

Дмитренко я знал еще с Полтавы, где мы вместе играли, поэтому порекомендовал его нашим тренерам Гулевскому и Носову, и они дали добро на переход.

Виталик сначала особо не выделялся. Тренеры его понемногу подпускали к основе и вскоре он сумел раскрыться.

Он отыграл за «Кривбасс» более десяти лет, за что ему присвоили звание мастера спорта СССР.

- Ворота «Кривбасса» защищал тогда Анатолий Исаков. Он был надежным голкипером?

- Это был очень надежный вратарь! Играя с ним, мы были уверены, что можно идти в атаку, смело зная, что Толя в любую минуту подстрахует и выручит. Кроме того, он мой товарищ. Мы жили с ним в одном доме, дружили семьями.

И как вратарь, и как человек Толя Исаков был очень хороший. С ним всегда можно было любую проблему обсудить.

Еще я дружил с Виталиком Дмитренко, ведь мы оба родом из Полтавской области. А так со всеми поддерживал хорошие отношения. У нас была очень дружная команда. Потому мы и побеждали любого соперника!

- Кто из тренеров «Кривбасса» оставил после себя наибольший след в Вашей памяти?

- Большой след оставил Виктор Васильевич Носов, под руководством которого я играл сначала в Полтаве, а затем и в Кривом Роге. Он много мне дал как тренер. Также запомнился Виталий Григорьевич Хмельницкий, его все любили и уважали.  
У него было чудесные отношения с коллективом, с ним всегда можно было посидеть-поговорить. Ахмед Лятифович Алескеров – тоже очень оригинальный тренер был, очень сильный психолог. Эти люди оставили свой незабываемый след в моей жизни.

- Где продолжилась Ваша карьера после «Кривбасса»?

- В сезоне-1979 меня приглашали в запорожский «Металлург», донецкий «Шахтер», днепропетровский «Днепр». Предложений было много, и я выбрал «Днепр», игравший тогда в первой лиге. Сначала главным тренером был Андрей Андреевич Биба, затем пришел Йожеф Йожефович Сабо. В «Днепре» я также играл в основном составе, тренеры мне доверяли.   
Отыграл я там год, но потом получил серьезную травму руки и решил завершить свои выступления в днепропетровской команде, хотя меня никто не выгонял

- Каков он, Йожеф Йожефович Сабо? Многие воспринимают его неоднозначно!

- Да, многие его вообще не воспринимают. Но я всегда говорю: не может человек быть хороший для всех! Для меня Йожеф Сабо – это идеал и тренера, и человека.
Во-первых, он фанат футбола. Он мог прийти в сырую дождливую погоду на тренировку в шикарном спортивном костюме «Адидас» желтого цвета и, когда тренировка начиналась, он бросался вместе с ребятами играть, не жалея ни себя, ни других. После двухсторонки его костюм был черный весь, но он был доволен, потому что играл! Он был полностью предан футболу.
Йожеф Йожефович – человек слова. Если пообещал что-то, то обязательно сделает. Я считаю, что он тогда был одним из передовых тренеров украинского футбола.

- Зарплаты футболиста хватало на безбедную жизнь?

- В «Кривбассе» у нас была одна из самых высоких зарплат во второй лиге. Плюс давались премии за игру - 40, 60, 80 рублей, в зависимости от важности матча. По тем временам директор завода получал вместе с премиями около 500 рублей. Футболисты же получали не меньше, а бывало и больше. Когда играл в «Днепре», то зарплата тоже была приличная. Хватало денег на жизнь, еще и оставалось на то, чтоб что-то купить в квартиру. В Никополе нам платили даже за товарищеские игры. Там мы всего получали около 1300-1400 рублей в месяц.

- Но вернемся к Вашей карьере…

- Восстановившись после травмы, я перешел в перволиговый «Колос» (Никополь), в составе которого я поиграл четыре года. Состав у нас подобрался очень хороший: Самохин, Дамин, которые играли в киевском «Динамо», Надеин. «Колос» мог обыграть любого!

- Чем занялись после завершения карьеры?

- Закончив играть, я стал подыскивать себе работу, ведь нужно было кормить семью. Сначала был рубщиком мяса в Никополе со ставкой 80 рублей. Поработал полгода и понял, что это – не мое. Многие советовали мне, чтобы шел в судейтво. Так во второй половине 80-хгодов я стал судить игры украинского футбола. Начинал с обслуживания международных турниров среди юношей в Прибалтике, «Переправа» в Сочи. Затем переехал в Кривой Рог, так и осел здесь. Судил матчи второй лиги, международные игры с участием английского «Ипсвича», чехословацкой «Спарты».  
Также был период, когда я работал тренером местной команды «Колос».
Сейчас являюсь делегатом ФФУ и работаю в Криворожской городской федерации футбола.

- С какими проблемами приходится сталкиваться Федерации футбола Кривого Рога?   

- Проблем у нас очень много! Слабая материально-техническая база, нет современных искусственных полей, которые стояли бы на балансе города. Есть одно частное поле, но чтобы там потренироваться – нужно заплатить немалые деньги. А где тогда детям играть? Приходится играть на резиновом поле возле стадиона «Металлург», которое не выдерживает никакой критики! Представьте, летом при жаре 35-40 градусов как там можно играть? Раньше бывало, зайдешь в любой двор, а там, в футбол играют. Именно там куются таланты! Сейчас вы найдете игроков во дворе? Почти нет их. Да и футбольных площадок все меньше, вот в чем проблема!

Нет спонсоров, которые могли бы помочь с обеспечением нормальных условий для тренировок, которые могли бы создать новые стадионы и футбольные поля. Складывается впечатление, что у нас перестали любить футбол!
Поймите, наш город нуждается в улучшении футбольной инфраструктуры. Ведь это, прежде всего – здоровье нашего поколения, здоровье нации!
Мы рассчитываем на поддержку городских властей в решении всех насущных проблем, потому что каждый из нас заинтересован в том, чтобы наши дети росли здоровыми!

Роман Клименко

пресс-служба ФК «Кривбасс»  

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых