Авария на Днепропетровщине: новые подробности
В городке горняков на Днепропетровщине хоронят жертв трагедии на переезде. Хозяин роковой маршрутки – в бегах; в виновности водителя есть сомнения, а его вдову поддерживает весь город. Вчера в Марганце похоронили восьмерых жертв автокатастрофы, произошедшей 12 октября. Похороны продлятся еще два дня – число жертв достигло 43 человек, среди них – семилетний мальчик и двое мальчиков-подростков. Еще 10 человек на момент сдачи номера "Газеты..." в печать находились в днепропетровской больнице им. Мечникова, двое из них – в крайне тяжелом состоянии.
На некоторые семьи обрушилось двойное горе: вместе с 15-летним Максимом Миусским погибла его мать Вера Миусская; потеряли жизнь две супружеские пары – Валентина и Анатолий Бидняк и Юрий и Наталья Сметанко. Трагедия затронула весь Марганец – в поселке Городище, входящем в черту города, откуда направлялась роковая маршрутка, у многих есть родственники или знакомые.
Вчера "Газета..." дозвонилась домой первому машинисту 47-летнему Александру Могильному. Он живет в Никополе и много лет водит поезда. Трубку взяла жена Александра.
– Муж пришел во вторник домой только в два часа ночи. Его весь день допрашивали, не покормили и даже чая не дали. Ничего мне не рассказывал, только повторял: "Я уже ничего не мог сделать, у меня в ушах стоят крики пассажиров..."
Сутки спустя о трагедии на переезде между основной частью Марганца и Городищем напоминал только букет живых цветов – это первое, что бросилось в глаза корреспонденту "Газеты...". Поезда шли по расписанию, автотранспорт спокойно пересекал переезд. Рабочие укладывали новую железобетонную плиту взамен разбитой во время аварии. Однако утро отличалось от обычного: в сторону Городища одна за другой направлялись машины с похоронными венками в салонах.
Хозяин маршрутки уже сбежал
Кто виноват в трагедии? Хотя в городе только об этом и говорят, ответа пока нет. Водитель маршрутки Николай Гречко погиб вместе с пассажирами. А хозяина ЧП "Ивасенко" – автопредприятия, где работал Гречко с августа этого года – частного предпринимателя Илью Ивасенко на момент сдачи номера "Газеты..." в печать разыскивали правоохранители. У него было всего два автобуса, которые ездили из Марганца в Городище. Второй по-прежнему ездит по маршруту, а расплющенный всмятку "Эталон" отвезли на экспертизу.
В ЧП "Ремсервис", специалисты которого ежедневно проверяют состояние здоровья водителей общественного транспорта разных предприятий и исправность их автобусов, о погибшем Николае Гречко, который проработал у Ивасенко неполных три месяца, отзываются хорошо: спокойный, адекватный водитель. Во вторник он, как обычно, прошел медицинское освидетельствование и инструктаж, его маршрутку осмотрел механик и выпустил в рейс.
Коллеги: он принял электровоз за "хвост" электрички
Коллеги погибшего выдвигают свою версию катастрофы. Другие водители в момент визита "Газеты..." находились в пути, поэтому мы поговорили с главным бухгалтером Натальей Тертичной.
– Мы предполагаем, что Гречко, увидев на переезде электричку, которая двигалась с правой стороны, остановился, чтобы пропустить ее. Поэтому у него и было время выйти из маршрутки, немного постоять – на это указывают и свидетели, – рассказывает Наталья. – Пропустив поезд, Гречко тронулся с места, не заметив локомотива, который вне всякого расписания ехал с левой стороны. Почему опытный водитель его не заметил? Возможно, он принял переднюю часть электровоза за "убегающий" хвост электрички, поскольку они одинаковой расцветки – зеленый с красным.
Еще один факт: говорят, что звуковая сигнализация на злополучном переезде нередко звенела попусту, возможно, из-за замыкания. И водителям часто приходилось выходить из машин смотреть – приближается поезд или нет, так что Гречко здесь не исключение.
Вчера "Газета..." побывала в доме у погибшего водителя. Вдова, Тамара Гречко с красными глазами держится из последних сил.
– Я проплакала всю ночь и все думала, как такое могло случиться?.. Муж 35 лет за рулем, работал и дальнобойщиком, и на обычной грузовой машине; и такси водил, и маршрутки, и даже мэра возил... Ездил даже по дорогам-серпантинам в Армении, когда участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Спитаке в конце 80-х годов... Сейчас у меня телефон разрывается – все звонят, сочувствуют. Колю в Марганце прекрасно знают – он всю жизнь прожил здесь, а родом он как раз из Городища. Как он мог не послушать пассажиров, которые якобы кричали ему перед переездом "Стой, куда едешь!"?! Думаю, что выжившие люди, которые были в состоянии шока, не могут вспомнить, когда именно они кричали – перед переездом или когда микроавтобус уже стоял на железнодорожном пути: возможно, маршрутка заглохла из-за неисправности.
Выжившие пассажиры: Мы не помним электрички
Двух пассажиров злополучного рейса, которые пострадали менее всего, от верной гибели спасло только то, что сидели они в задней части автобуса.
33-летняя Оксана Бойченко работает в Марганце парикмахером. В тот день ехала на работу.
– Я села в автобус на конечной, заняла место на задней площадке. Знала, что рейс – льготный и салон будет забит под завязку. Обычно на него стараются попасть бабушки и дедушки. Кому на базар надо, кому в собес, – вспоминает то страшное утро Оксана.
По словам женщины, когда подъехали к переезду, автобус вначале остановился, водитель вышел. Интересно, что выжившие не подтверждают, что перед локомотивом проехала электричка – люди помнят только приближающийся поезд.
– Очнулась я на земле, – продолжает Оксана. – Помню, знакомая откуда-то появилась, стала оказывать помощь. Помню, попросила положить травмированную руку ровно, чтобы не так больно было, – вспоминает женщина.
По словам ее гражданского мужа, который находится в палате вместе с Оксаной, в то утро световая и звуковая сигнализация на переезде работала исправно – он в этот день ехал по переезду в 6 часов утра.
Андрею о трагедии сообщила знакомая супруги, которая и оказала первую помощь женщине. Андрей говорит, что прилетел на такси к месту ДТП уже через полчаса после того, как все случилось. "Скорая" подъехала позже.
Дмитрий Олейник, управляющий местного отделения банка, также ехал в тот день на работу.
– Народу набилось столько, что мне пришлось ехать на последней ступеньке задней двери. Может, это и спасло, – говорит парень. Его мама Татьяна с трудом сдерживает слезы: в злополучном автобусе погибли ее тетка, двоюродный брат и племянник.
– Марганец – черный сейчас, – вздыхает Татьяна Ивановна.
Тем временем
В Киеве траур отметили комедиями и стриптизом
Из-за трагедии в Марганце вчера в стране был объявлен траур. Все спортивные и развлекательные мероприятия было рекомендовано отменить. Прислушались к указанию свыше только несколько телеканалов, да организаторы "Недели моды". Другие показывали по телевизору развлекательные передачи, клубы проводили вечеринки, в кинотеатрах продолжали демонстрировать фильмы с сомнительными шутками, например американскую комедию "Жизнь как она есть" в "Жовтне".
В кассе Молодого театра нам ответили по-одесски: "Какой такой траур? Представление вечером будет, не волнуйтесь". В ночном клубе "Сори, бабушка" в среду вечером мужской день, естественно с женским стриптизом, в клубе "Патипа" – "дискотека ХХ века". Вечеринки никто не отменял, как и концерт знаменитого испанского тенора Хосе Каррераса.
Зато прием по случаю открытия "Недели моды" перенесли на три часа позже. Показ коллекции Ксении Марченко в ресторане-клубе "Делюкс" организаторы назначили на 23.30, вроде как уже следующий день, а не траурный.
В основном к рекомендациям прислушались телеканалы. Так, на "Первом национальном" из эфирной сетки выбросили четыре развлекательных передачи, на "Интере" из сетки убрали анонсы развлекательных передач, но оставили в вечернем прайме передачу "Разбор полетов. Украинская порнозвезда".
"Газета..." подсчитала
Самый "крутой" шлагбаум стоит 4,5 тыс. евро
В Украине – 5662 ж/д переезда, в том числе 1457 – с дежурными, 2827 – без дежурных, но с сигнализацией, 1386 – без дежурных и без сигнализации. На один переезд требуется 4 дежурных (график работы – день, ночь, двое суток выходных). Минимальная зарплата дежурного, или же "стрелочника" – 1,5 тыс. грн (без опыта работы, по данным сайтов по трудоустройству). Сам шлагбаум стоит от 900 до 4,5 тыс. евро, в зависимости от длины, плюс 800 грн – установка. (по расценкам одной из фирм, занимающихся установкой шлагбаумов). Итого: чтобы оборудовать шлагбаумами и поставить дежурных на 1386 переездах, понадобится до 65 млн грн.
Знающие люди
Водителя могла подвести привычка?
Если учесть, что водитель разбившейся маршрутки ездил по этому маршруту два месяца в одно и то же время, он четко знал, когда по графику через переезд проходят поезда. Известный факт: опытные водители могут держать в голове карту и легко могут предвидеть, как поведет себя на дороге та или иная машина, при этом вряд ли заметят, например, что "на кругу" поменяли знаки. Могла ли эта водительская привычка сыграть ключевую роль в этом страшном ДТП? Мы спросили у опытных водителей.
"Иногда было бы неплохо иметь в автобусе стоп-кран, как в поезде, чтобы вовремя остановить зарвавшегося водителя"
Алексей МОЧАНОВ, автогонщик:
– При любых раскладах водитель был неправ и вел себя, как непрофессионал, – в советское время за нарушение правил пересечения железнодорожных переездов сразу права отбирали. Даже когда едешь один и на переезде горит белый светофор, все равно тормозишь, включаешь 1-ю передачу и равномерно пересекаешь полотно. На переезде машина проходит по нескольким стыкам, как по лежачим полицейским, и не думаю, что где-то в провинции переезд был выложен резиной по евростандартам. По такой неровной дороге нужно ехать на одной передаче, не переключаясь, потому что когда начинает дергать машину, а то и водителя, увидевшего поезд, начинается суета. В некоторых странах, кроме шлагбаума, на переезде выдвигаются примитивные препятствия, объехать которые невозможно. Водителей маршруток надо отдельно сертифицировать – у нас на дорогах ужас. Был случай, когда я зимой на полноприводной машине с зимними шинами въезжал в Киев и мне казалось, что автомобиль шел на максимальной скорости, но меня обогнала маршрутка – "газель" с полуобледеневшим лобовым стеклом. Наверное, иногда было бы неплохо иметь в автобусе стоп-кран, как в поезде, чтобы вовремя остановить обнаглевшего водителя. А конкретно после этой катастрофы людям следует больше внимания уделять знакам и рельсам. Я не верю, что водитель привыкает к условиям езды на конкретной дороге – а если на привычной дороге мост убрали, что, падать?
"С возрастом у водителя добавляется опыт, но появляется и излишняя самоуверенность на дороге"
Руслан СОЛИНСКИЙ, инструктор по вождению одной из столичных автошкол:
– Я и сам так ездил – когда на знакомом мне маршруте поменяли знаки на круговом движении, я ехал по привычке, на знаки не смотрел. Всегда на выезде с круга была второстепенная дорога, а как-то ночью поменяли знаки, и я оказался уже на главной. Остановился, с правой стороны мне водители машут, мигают светом – езжай, мол. Потом думаю – стоп, это же я, как дурак, на учебной машине протупил, не посмотрел на знаки. Так и тот водитель – все может быть, особенно, если человек был на своей волне. К тому же с возрастом у человека притупляется внимание, даже научить ездить молодого проще, чем человека постарше. Наблюдал не раз – едешь вслед за машиной, за рулем которой пожилой водитель, и понимаешь: он в зеркала не смотрит, включает поворот и едет. С возрастом у водителя добавляется опыт, но появляется и излишняя самоуверенность на дороге.
Татьяна НЕГОДА, Ольга БОГЛЕВСКАЯ (Газета по-киевски, № 194, 14 октября 2010)
Популярное
До Міжнародного дня захисту дітей у Кривому Розі відбулася виставка малюнків «Країна дитячих мрій»
17:39, 30 май 2024
Топ обсуждаемых
Росія завдає масованого ракетного удару по Україні. У Кривому Розі пролунала серія вибухів
07:27, 17 ноя 2024
08:37, 17 ноя 2024
КОММЕНТАРИИ — 0