Между ОАО «Сухая Балка» и ОАО «КЖРК» началась корпоративная война?
В минувшую пятницу во Дворце культуры «Сухая балка» состоялась пресс-конференция руководителей независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) в г. Кривой Рог, которые постарались привлечь внимание общественности к проблеме взаимоотношений и возникшего конфликта между ОАО «Криворожский железорудный комбинат» и ОАО «Сухая Балка». По словам организаторов пресс-конференции, они хотят избежать корпоративной войны между двумя предприятиями, которая неминуемо скажется на благосостоянии тысяч криворожан и их семей.
Итак, чтобы понять причину конфликта между двумя горно-добывающими комбинатами Украины необходимо поставить точку отсчета еще со времени существования такого предприятия как «Кривбассруда».
В его ведении находились все шахты по добыче железной руды, которые сейчас входят в состав ОАО «КЖРК» («Гвардейская», «Родина», «Октябрьская», «им. Ленина») и ОАО «Сухая Балка» («Юбилейная» и «Фрунзе»). При этом стоит учитывать, что значительная часть железнодорожных магистралей на Криворожье, которые обеспечивают транспортировку продукции из шахт к потребителям, принадлежит не «Укрзалізниці», а находится и в ведомственном подчинении горнодобывающих предприятий (за исключением железнодорожных веток на Киев и Днепропетровск). При разделе «Кривбассруды» на ОАО «Сухая Балка» и ОАО «КЖРК», вся железнодорожная сеть их общего «предка» перешла в собственность второго предприятия. И вот тут начинаются казусы…
Как сообщил председатель профкома НПГУ ОАО «Сухая Балка» Анатолий Третьяков, железнодорожные перевозки их предприятия выполняло на основе договора управления железнодорожного транспорта ОАО «КЖРК». Так продолжалось в течение нескольких лет. Трудности начались после приватизации «Сухой Балки» российской компанией «Евраз групп». Тогда и оказалось, что договор между горнодобывающими предприятиями подписан только с одной стороны – со стороны «Сухой Балки»!
Данный казус будет легко объясним, если учесть, что 50% акций ОАО «КЖРК» ныне владеет Игорь Коломойский (группа «Приват), да и ОАО «Сухая Балка» до перепродажи «Евраз групп» также принадлежала ему. Вот и получается, что с одной стороны договор о железнодорожных перевозках продукции ОАО «Сухой Балка» подвижным составом ОАО «КЖРК» вроде бы как и есть и уже выполняется не один год, с другой стороны Криворожский железорудный комбинат под его выполнением не подписывался.
В сентябре, мотивируя тем, что ОАО «КЖРК» испытывает нехватку подвижного состава и тепловозов, это предприятие сократило отправку железной руды ОАО «Сухой Балки» по Украине, а с 7 по 14 сентября не проводило перевозки вообще. При этом комбинат четко в срок проводил экспортные перевозки ОАО «КЖРК». Таким образом, в сентябре были отчасти сорваны поставки железной руды «Сухой Балки» на ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича». По словам заместителя председателя профкома НПГУ ОАО «Сухая Балка» Александра Бондаря, их предприятие недопоставило украинских заказчикам 7000 тонн продукции.
Независимый профсоюз горняков Украины подписал обращения с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию ряду организаций: Всеукраинской организации работодателей горнодобывающей отрасли, Антимонопольному комитету Украины, а также местным властям, в том числе и мэру города.
По мнению председателя городской организации НПГУ Юрия Самойлова, срыв поставок продукции на внутреннем рынке грозит негативно сказаться на взаимоотношениях «Сухой балки» с металлургическими комбинатами Украины, привести к снижению заказов, а, следственно, и обеспеченностью работой персонала предприятия.
К счастью, в конце прошлой недели переговоры между администрацией ОАО «КЖРК» и ОАО «Сухая Балка» были успешно завершены и комбинат-монополист железнодорожных перевозок начал частичную отгрузку продукции «Евраз групп».
Казалось бы, что конфликт разрешен, но как убеждают руководители НПГУ они опасаются повторения подобных ситуаций в будущем, ведь уже сейчас склады ОАО «Сухой Балки» полностью загружены, а персонал предприятия переведен на 4-дневную рабочую неделю.
Стоит учесть, что руда, добываемая на ОАО «Сухая Балка», имеет несколько большее содержание железа (62-63%), по сравнению с продукцией ОАО «КЖРК» (в среднем – 58,6%). Ранее ИА «Кривбасс On-Line» сообщало, что иностранные заказчики продукции ОАО «КЖРК» хотят закупать, прежде всего, богатую железом руду (с содержанием железа 61-64%), что этому предприятию пока что сложно обеспечить. Украинские заказчики, однако, не столь требовательны.
Казалось бы, можно предположить, что, не отгружая продукцию ОАО «Сухой Балки» на внутренний рынок, при одновременном обеспечении экспортных поставок, администрация ОАО «КЖРК» хочет потеснить своего криворожского конкурента на украинском рынке. Но в таком случае действия менеджеров Игоря Коломойского становятся мало понятными. Ведь, владея 50% акций Криворожского железорудного комбината, Игорь Коломойский является также одним из акционеров… «Евраз групп», обладая на май 2009 года 9,72% акций этой компании. Больший пакет акций «Евраз групп» имеют только Роман Абрамович (через кипрскую компанию «Lanebrook» - 36,44 %), Александр Абрамов (24,29 %) и Александр Фролов (12,15 %).
Дабы подобный конфликт не мог возникнуть вновь, «Сухой Балке» не мешало бы построить свой железнодорожный узел. Причем, проект о его постройке рассматривался топ-менеджерами «Евраз-руды» (в данное подразделение «Евраз холдинга» и входит «Сухая балка») еще летом 2008 года. Но из-за разразившегося кризиса данный проект так и не был реализован.
В настоящий момент конфликт исчерпан, а потому будем надеяться, что топ-менеджмент обоих предприятий нашел нужные точки соприкосновения, чтобы почти десятитысячный персонал ОАО «КЖРК» и ОАО «Сухая Балка» был на 100% обеспечен работой.
Андрей Ройко
Популярное
До Міжнародного дня захисту дітей у Кривому Розі відбулася виставка малюнків «Країна дитячих мрій»
17:39, 30 май 2024
Топ обсуждаемых
КОММЕНТАРИИ — 0